О Божием промысле, святителе Митрофане и спасенной девушке: священник из Индии побывал на ефремовской земле

О Божием промысле, святителе Митрофане и спасенной девушке: священник из Индии побывал на ефремовской земле

Свернув с шоссе на пыльную щебеночную дорогу, автобус с паломниками направился за вереницей автомобилей в сторону села Вязово, где на живописном берегу Красивой Мечи расположилась православная турбаза.

На её территории установлен уникальный храм в виде корабля в честь святителя Митрофана Воронежского. И как только автобус подъехал к повороту на турбазу, взору пассажиров предстало необычное сооружение, блестящее в ярких лучах солнца, которыми в этом году нас щедро одаривает лето.

Этот храм, построенный членом Общественной палаты Тульской области, меценатом и путешественником Игорем Крюковым, уже известен далеко за пределами ефремовского края. И те, кто приезжает сюда отдохнуть на выходные, имеет уникальную возможность принять участие в молебнах, которые по воскресеньям здесь служат священники Ефремовского благочиния. Но день, о котором идет речь в повествовании,– особенный. Расскажу, почему.

 

Престольный праздник

В минувшее воскресенье здесь состоялся молебен, посвященный Дню обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. Верующих собралось так много, что маленький храм просто не смог бы вместить всех. Поэтому службу проводили прямо на улице, напротив входа в сооружение. Очень жаркий день никому не стал помехой для участия в богослужении, которое провел благочинный храмов Ефремовского округа иерей Вячеслав Слепнев со священнослужителями.

– Мы собрались, чтобы совершить молитву на этом святом месте в честь святителя Митрофана Воронежского, – сказал Вячеслав Слепнев. – Этот святой нам очень близок: земля, на которой мы сейчас находимся, когда-то входила в его епархию.

 

Индус православный

Среди гостей, участвующих в богослужении, – и.о. председателя областной Общественной палаты, руководитель Тульского Комитета семей воинов Отечества Галина Фомина, советник главы администрации городского округа Сергей Балтабаев, представители казачества.

Но внимание участников молебна было приковано к скромному молодому мужчине, который в тот день впервые был на ефремовской земле. Это был единственный в Индии священник Русской Православной церкви о. Климент. Он приехал в наши края по приглашению Игоря Крюкова, с которым познакомился у себя на родине.

– Россия и Индия географически очень далекие друг от друга точки, но одновременно духовно близкие, – сказал иерей Вячеслав, обращаясь к гостю и отмечая, что тот несет подвиг служения, потому что в Индии, где практически нет православия, нести слово евангельского света стоит немалых усилий.

 

По молитвам святителя

Затем состоялось общение гостей. Все расселись на установленных заранее лавках, и на правах хозяина гостей приветствовал Игорь Крюков.

Напомнив, что 20 августа празднуется второе обретение мощей святителя Митрофана Воронежского, он заострил внимание на том, что этот святой был духовником Петра I, который за короткое время создал не только армию и флот, но и Российскую империю.

Из истории известно, что Петр I очень почитал святителя Митрофана и ничего не делал без его благословения, – рассказал Игорь Вячеславович. – Также доподлинно известно, что когда Петр I проиграл шведам первую войну, он был расстроен: казна опустела, и металла не было. И святитель Митрофан сказал: «Бери колокола, отлей из них пушки. А потом победи и верни обратно».

О том, какое огромное значение имеет личность святителя Митрофана для истории русского государства, отметил и иерей Вячеслав. Действительно, во времена императора Петра I, находившегося под духовным руководством Митрофана, было открыто окно в Европу. Святитель Митрофан Воронежский наставлял молодого императора, хотя, как известно из истории церкви,они не всегда и не во всем находили согласие; у них часто возникали споры, потому что Митрофан отстаивал интересы русского православия, русского народа, а у Петра 1 была цель – любыми способами укрепить государство.

– Как духовная личность, Святитель Митрофан Воронежский – образец духовного правителя, за которым шел народ, и место, где он когда-то бывал сам, и где теперь построен храм в память о нем, имеет для нас особо важное историческое значение, – сказал батюшка.

Галина Фомина – патриот до глубины души, выступила со словами благодарности в адрес Игоря Крюкова, отметив его добрые дела, поддержку и восстановление святынь. Она также выразила мнение, что это место на ефремовской земле должно стать площадкой, центром укрепления духовно-нравственных ценностей, исторической памяти.

С приветствием к православным обратились советник главы администрации городского округа Сергей Балтабаев и атаман Ефремовского казачьего общества Владимир Шмаков.

 

История отца Климента

Кульминацией праздника стало выступление замечательного гостя из Индии – о. Климента. Напомню, Игорь Крюков познакомился с ним во время путешествия по Индии, по наставлению монахини Евдокии, нашей землячки, ранее несущей послушание в Дивеевской обители, а в настоящее время – в Оренбурге.

– Когда я понял, с кем матушка просила меня познакомиться, был очень рад, – говорит Игорь Крюков. – Это уникальный человек – не то что страны, но и всей планеты. Индия – слабо христианская страна. Конечно, англичане туда завозили христианство, оно имеет там 2-3 процента. И вот человек из глубокой Индии приходит сначала к христианству, потом к православию.

Он писал во многие церкви – Иерусалимскую, Константинопольскую с просьбой – хотел стать священником, но ответа не получил ниоткуда. И только наш патриарх написал юноше, чтобы он приехал в Санкт-Петербург и стал священником. И на сегодняшний день о. Климент – единственный православный священник на 2 миллиарда человек.

Затем слово предоставили о. Клименту. Сначала он совершил небольшой экскурс в историю, отметив, что где бы ни были апостолы, там умножалось христианство. В Индии жил апостол Фома, который проповедовал там и принял мученическую кончину. Но эта страна тогда так и не стала христианской.

– Причин тому – множество, и только Бог знает, почему так случилось, – сказал Климент. – Но людям всегда было интересно, почему Индия так и осталась языческой страной. И у нас с братом тоже возник такой вопрос. Мы начали изучать православие, сами стали православными. Позже мы узнали, что святитель Николай Сербский и святитель Николай Японский говорили, что в свое время Индия станет православной, и там тоже будет процветать не просто христианство, а именно православное христианство.

Согласно их пророчествам, поведал далее священнослужитель, в Индию в 1956 году приехала греческая старица Гавриила Папайяни. И приехала не в столицу, а именно в тот город, в котором гораздо позже родился сам Климент. За пять лет старица исколесила всю Индию, ухаживала за больными проказой. И в то время, когда в России еще была советская власть, и религия была под запретом, она говорила, что православие в Индию придет из России.

– Спустя много лет, по Божиему промыслу мы, англикане, стали православными и только потом узнали о пророчестве старицы Гавриилы. И когда я, в ответ на свою просьбу получил письмо из России, то стал священником Русской православной церкви. И очень благодарен тому, что русская церковь не отвергла, а обняла нас – не только иерархия, но и люди в вашем мире: где бы я ни был, люди всегда тепло принимали меня. Ведь нас соединяет наша вера, кровь Христа внутри нас – кровь, которой мы причащаемся из одной чаши.

Климент рассказал о начале своего пути в православии, о тех трудностях, что пришлось ему преодолеть.

– Мне было не очень легко, потому что Индия – страна языческая, индуистская. И если кто-то там хочет принять Христа, враг рода человеческого не может спокойно сидеть и смотреть – пусть, мол, он идет к Богу. И в нашем случае тоже так не было. Когда мы начали искать православие, вести переговоры с Русской православной церковью, самые первые проблемы получили от соседей-индуистов, потому что их дочери мы тоже рассказывали о христианстве и православии. Хотя в то время мы еще не были крещеными в православной церкви, но не хотели, чтобы ее крестили в англиканской церкви, а она подождала и приняла вместе с нами православное крещение.

Но когда об этом узнали ее родители, они приняли это очень резко, потому что в Индии религия – это не просто выбор человека, а честь семьи. И если человек в семье выбирает другую веру, особенно, если это девушка, женщина, то это считается позором, за который даже могут убить.

Так было и с нашей соседкой: ее начали бить дома, чтобы отвлечь от Христа, а когда увидели, что ничего не помогает, решили отдать замуж. Потому что женщина в доме своего мужа не имеет такой свободы, которую она имеет в доме своего отца. Они начали искать ей мужа. Девушка рассказала эту историю моему брату, и мы вместе придумали план – украсть ее и спрятать, чтобы спасти, чтобы она могла сохранить свою веру, и никто не ограничил ее в вероисповедании. Так и сделали.

Но родители начали ее искать и вышли на меня. Они попросили приехать к ним домой, там начали мне угрожать, требовали указать, где находится их дочь. Я не поддался. Они заявили в полицию: там мне тоже угрожали, задерживали, мучили меня долго, чтобы я психически устал и рассказал, где девушка. Однажды они захватили меня вчетвером и хотели бить. Но как только начали бить, их срочно позвали на встречу с главным офицером. Они отпустили меня, потому что знали, что их действия незаконны. Вот так Господь в тот день меня спас от побоев и тюрьмы.

Потом родители девушки наняли киллера, чтобы убить Климента. Однако кто-то предупредил юношу по телефону о готовящемся покушении. И снова в этом спасении видна сила и рука Господа, отмечает о. Климент.

Была в тот период в их жизни даже черная магия, которую против православных использовала семья спасенной девушки. Но у злодеев снова ничего не получилось.

– Мы все, когда настают трудные времена, начинаем сильнее обращаться к Богу и просить его о помощи, – продолжает о. Климент. – И вот в такое время, когда все было против нас, когда у нас не было ни денег, ни знакомств, против нас использовали черную магию, я могу с большой уверенностью говорить, что мы видели сына Божия, хотя даже не были православными, и видели, как Господь охраняет своих, помогает, когда они просят о помощи и плачут. Он не оставляет их, даже если они грешники и самые грязные люди.

Я не хотел никому рассказывать эту историю, но когда учился в семинарии и видел суету людей вокруг меня, сетующих на плохую жизнь, то подумал, что если Господь мне дал такой опыт, им надо поделиться с людьми, чтобы они видели: написанное в Библии – это не просто истории. Господь действует и сегодня, в каждой нашей жизни.

– Поэтому я призываю всех, – сказал Климент, обращаясь к сидящим перед ним, – чтобы люди видели, что если Господь может помочь людям в далекой Индии, он может помочь вам здесь. Потому что история вашей страны, история русского народа тоже свидетельствует о верности Бога, о том, что он всегда был с Россией, с русским народом. И неважно, когда и какие люди нападали на Россию, они никогда не могли и не смогут победить. И какой враг за нами ни идет, мы всегда будем спасаемы и хранимы Богом. Он с нами и такие великие святые, как Митрофан Воронежский и другие, они молятся за нас и не оставляют нас, – такими пламенными словами завершил свое выступление о. Климент, а потом ответил на вопросы слушателей.

 

Расскажите, батюшка!

Один из вопросов был о дальнейшей судьбе спасенной девушки. О. Климент рассказал, что впоследствии она стала его женой. Также он рассказывал о том, как происходят богослужения в Индии, есть ли последователи в православии среди индусов.

Господь всегда привлекает к себе людей, – сказал Климент, отвечая на вопросы. – Когда меня рукополагали, я по-человечески, по-мирски думал: какая огромная ответственность на меня ложится: надо идти к каждому человеку, рассказывать ему о христианстве, о православии. Но раз я стал священником, то и Господь сам начал действовать и привлекать людей к православию. Особенно в послековидное время люди начали больше думать о смерти и о вечности.

Сейчас у Климента есть группа, в которой состоит более 65 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Все эти люди из разных семей и разных вероисповеданий, но хотят принять православие.

А вообще в Индии образовано уже несколько православных общин – в Мумбае, в Гоа, в южной и северной частях страны, появляются они и в других ее местах. Службы проводятся на четырех языках: на маратхи, хинди, английском и славянском. И люди всегда присутствуют на богослужениях с большой радостью, хотя православных храмов в Индии нет.

Сложность батюшка испытывает в том, что надо много ездить по большой стране, чтобы проводить богослужения. И одному человеку, а Климент, напомню, один православный священник на сегодняшний момент, сделать это сложно. И вот из Индии в Россию начали приезжать молодые люди на учебу в семинарии, чтобы тоже стать священниками и служить у себя на родине.

– У вас много храмов, много батюшек. Какую благодать вам дал Господь, вы можете молиться, причащаться, общаться с батюшками. Пока есть такая возможность, используйте ее и благодарите Бога! – завершил свое выступление Климент.

Такое вдохновение получили православные люди в этот воскресный день, какое нечасто случается. И наверняка многие задумались над словами молодого священника о Боге, его отношении к нам и нашем отношении к нему...

(С полным текстом статьи можно ознакомиться на страницах газеты «Заря. Ефремов» от 22 августа)

 

Анна Байрамова

Фоторепортаж