• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-01-28 15:30:00 ·

Виртуальная жизнь и реальные опасности

Виртуальная жизнь и реальные опасности

– Мама, мне скучно! – захныкал пятилетний Вася.
– На, посмотри мультик в интернете, я сейчас занята, – отвечает мама и сует сыну планшет.

Картина, знакомая многим. В современном мире большинство детей овладевает навыками пользования смартфоном и поиска в интернете быстрее, чем учится читать и писать. А тем временем задумывались ли вы, какие риски могут подстерегать ребенка в виртуальном мире?

Технологии не стоят на месте, и поспеть за их развитием бывает тяжело, особенно взрослым, в детстве которых еще не было такого массового распространения интернета, компьютеров и других гаджетов. Наши же дети растут в совершенно другой, новой среде, где технологии окружают их с самого первого дня жизни. Спорить о том, хорошо это или плохо, можно долго. Факт в том, что это уже стало нашей реальностью. Именно поэтому так важно научить ребенка грамотно пользоваться технологиями, а также предостеречь от связанных с ними опасностей.

В рамках всероссийского образовательного проекта в сфере информационных технологий «Урок Цифры» школьники изучают современные технологии и занимаются на тренажерах. Отдельные уроки на платформе посвящены цифровой безопасности. Также Минцифры России реализует просветительский проект «Цифровой ликбез», помогающий повысить цифровую грамотность и больше узнать о кибербезопасности.

Ефремовские школьники тоже изучают эту тему. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии, по совместительству – преподаватель информатики Ирина Печникова рассказала, что, начиная с первого класса, дети смотрят «Урок цифры». Совсем недавно ребята узнали, что в составлении прогноза погоды участвует искусственный интеллект, а до этого учились работе с видео. На каждом таком занятии дети узнают для себя что-то новое из мира технологий, что не может не вызывать их интерес.

Что же касается информационной безопасности, Ирина Александровна считает, что начинаться она должна с родителей:

– В школе мы проводим родительские собрания, на которых говорим о том, что на телефоны детей, в первую очередь, должен устанавливаться родительский контроль. Так взрослые будут знать, куда заходит ребенок, и имеют возможность ограничить доступ к сайтам, которые могут различным образом нанести ему вред, а также ограничить время пребывания в интернете, – считает заместитель директора. – Вторым пунктом, конечно, надо установить пароль на телефоне, чтобы никто не мог получить доступ к личным данным ребенка. И третьим шагом нужно обязательно научить ребенка не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров, ведь сим-карты оформляются на родителей, и на этот номер также будут поступать звонки от мошенников, а это, в первую очередь, безопасность самого ребенка.
Со старшими ребятами на уроках информатики проводятся беседы о правилах, которые нужно соблюдать в социальных сетях. Правила эти очень просты и многим знакомы, однако часто даже взрослые их нарушают, не задумываясь о последствиях. А тем временем, из профиля в социальных сетях можно узнать многое: где живет человек, где учится, с кем общается и в каких местах бывает. Задумывались ли вы, что по фото или геолокации можно узнать место проживания человека, а на первый взгляд безобидное фото с отдыха расскажет преступникам о том, что вас нет дома, и даст возможность совершить кражу? Это лишь один из многих вариантов развития событий.

– Информация, выложенная в сеть, остается там навсегда, – комментирует Ирина Печникова. – Мы всегда говорим детям о том, что прежде, чем что-то выложить в соцсети, нужно несколько раз подумать. С помощью информации можно шантажировать человека, а при дальнейшем устройстве на работу могут возникнуть проблемы. Поэтому, если очень хочется чем-то поделиться с друзьями – следует ограничить доступ к своей странице, чтобы информацией не могли воспользоваться злоумышленники.

Еще одной важной и часто встречающейся проблемой в интернете является кибербуллинг или виртуальное издевательство. К сожалению, нередко в социальных сетях можно увидеть гневные и оскорбительные комментарии. Часто агрессоры прикрываются анонимностью, но она мнимая – всегда есть способ вычислить человека, находящегося по ту сторону экрана. А, между тем, оскорбления в интернете – дело уголовно наказуемое. Поэтому своим ученикам Ирина Александровна советует не вступать в перепалки в интернете, и первым делом успокоиться. Для того чтобы не допустить таких ситуаций, нужно следить за своей репутацией и не выкладывать в сеть компрометирующих материалов. А если избежать кибербуллинга не удалось, то лучше всего обратиться за поддержкой и советом к родителям. В большинстве случаев, ученики прислушиваются к советам учителя и начинают задумываться о своих действиях в сети.

Конечно, мы обсудили не все опасности, таящиеся в интернете. Да и предусмотреть всего, как и в реальной жизни, просто невозможно. Тем более, технологии развиваются, появляются новые программы, методы защиты и способы их обойти. Поэтому важно обучать детей не только цифровой безопасности, но и развивать их всесторонне, учить финансовой грамотности и критическому мышлению. А также поддерживать со своими детьми доверительные отношения, чтобы в любой непонятной ситуации ребенок мог обратиться за помощью ко взрослым, которые всегда подскажут, как лучше поступить, и поддержат.

Евгения Раскатова