Антипасха, Фомино воскресенье, Красная горка

Антипасха, Фомино воскресенье, Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре называется Антипасхой, или Фоминым воскресеньем. С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи, поэтому и носит название Антипасха.

Также этот день называют Фоминой неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Известно, что смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление. Он твердо уверился, что утрата Иисуса не возвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время после Своего воскресения, показал ему Свои раны. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

В народе этот день также величается Красной горкой. Начиная с Фоминого воскресенья, в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на Красную горку приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния.