• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-03-31 13:03:52 · Статьи

Расскажу о баптистах

Расскажу о баптистах

 

 От наших читателей поступают вопросы о православных традициях, правилах поведения в храме. Мы беседуем с благочинным храмов Ефремовского округа иереем Вячеславом Слепневым, который ответит на эти вопросы.

Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, произошло от греческого слова «баптисма», что означает «крещение».

В журнале «Баптист» в 1907 году отмечалось, что некоторые просят заменить это слово библейским термином вроде «христиане, крестящие по вере», «евангельские христиане» или подобным. Но название «баптист», которое носят миллионы наших «лучших братьев» за границей и уже сотни лет считают почетным званием, таковым и осталось.

 

Об истории появления секты

Изначально эти люди называли себя анабаптистами, то есть перекрещенцами, так как крещение, принятое в детстве, секта считала недействительным и крестила вновь. Эта секта есть порождение западной реформации XVI века. Еще в 1523 году пастор Фома Мюнцер называл католичество и протестантство не только бесполезными, но даже опасными, потому что они исказили заповеди Божии. Проповеди Мюнцера льстили страстям человеческим, народ стремился слушать их, и последователи Мюнцера все были перекрещены.

Самое сильное и продолжительное влияние на своих единоверцев имел Симонид Меннон, фрисландский католический священник; он соединил анабаптистов в общину и шаткие их верования заменил учением положительным. Кроме голландской и германской сект анабаптистов, существует секта баптистов в Англии, Шотландии и северной Америке. С начала XVII века они смогли соединяться в общины.

Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году группой английских пуритан во главе с Джоном Смитом, которые под влиянием меннонитов восприняли доктрину, отрицающую крещение младенцев.

В 1611 году часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую общину Англии, где окончательно сформировалось вероучение, догматы, а также возникло и наименование «баптисты».

Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний.

В континентальной Европе баптизм практически не смог найти своего распространения до первой половины XIX века. Но благодаря усилиям британских и американских миссионеров в 20–30‑е годы XIX века баптистские общины стали распространяться и были основаны во Франции, Германии и во многих других странах Европы, а также – в государствах Скандинавии.

 

Отличие от православных христиан

В первую очередь, существует разница в обрядах крещения. Баптисты не признают окропления святой водой – человек должен окунуться в нее полностью, причем достаточно это сделать один раз. Они не считают крещение таинством, для них это просто обряд, который является ознаменованием вступления в их ряды.

В отличие от православных, баптисты не крестят детей до 18 лет, это религиозное направление рассматривает крещение только как осмысленное решение взрослого человека, чтобы он был уверен в нем и смог отказаться от греховной жизни. В противном случае обряд недопустим, а если и проведен, то не имеет силы.

Для баптистов немыслимо затворничество, уход от мирской суеты в труднодоступные места, обеты молчания. У них отсутствует стремление воспитывать свой дух нищетой или отсутствием удобств. Такие люди для баптистов – отщепенцы. Православие, наоборот, призывает к покаянию и смирению для очищения души.

Баптисты живут с уверенностью, что их души уже давно были спасены на Голгофе, поэтому теперь даже не имеет значения, праведно ли живет человек.

Причастие для них – это просто хлеб и вино, но не Божественное Тело и Кровь Спасителя. Они отвергают Апостольскую Соборную Церковь, Таинства, Иерархию, Священное Предание, посты, монашество и вообще весь церковный строй, а также почитание Пресвятой Богородицы, мощей, икон и молитвы за усопших, что для православных верующих, наоборот, представляет большую ценность.

Вместо священников службу ведут пасторы, которые входят в руководящий состав общины. Храм они воспринимают как место для молитвенных собраний, но не как Дом Божий. Иконы для баптистов – просто картины.

Также отличается процесс Богослужения: православные в это время молятся, а баптисты просто читают отрывки из Библии, изучают их и трактуют так, как им удобно. Иногда смотрят религиозные фильмы. Богослужение проходит только по воскресеньям, хотя иногда верующие могут собраться и в другой день.

Молитвы баптистов – это сочиненные самими пасторами гимны и песни. Они не считаются важными, а носят формальный характер. Брак для баптистов также не таинство, однако благословение руководителя общины является обязательным.

Баптисты не отпевают умерших, так как не признают мытарства души. Они считают, что человек сразу оказывается в раю. Для православных отпевание обязательная молитва, потому что душа усопшего человека очень нуждается в молитвенной помощи.

Основная задача баптистов – приумножить свои ряды, обратить в свою веру всех инакомыслящих и заботиться о материальном благосостоянии секты.

Подведя итог, можно сказать, что баптизм – это религия для внешнего благочестия, не затрагивающая внутренний мир человека. И в этом вероисповедовании отсутствует духовное преображение человека.

 

Уважаемый читатель, мы продолжим наш разговор со священнослужителем. Вы тоже можете задать вопросы иерею Вячеславу, прислав их на почту редакции, в сообщества газеты в «ВК», «Одноклассники», телеграмм-канал с пометкой «Вопрос батюшке».