Разговор со священником: «Число семь в церковном понимании»
Благочинный храмов Ефремовского округа иерей Вячеслав Слепнев отвечает на вопросы жителей Ефремова.
У православных христиан идет Великий пост. Об этом важном событии в жизни верующих, его особенностях мы продолжаем беседу с благочинным храмов Ефремовского округа иереем Вячеславом Слепневым.
– Батюшка, привычной картиной для нас стали нищие у храмов, которые протягивают руку за милостыней. Не всегда хочется подавать людям, имеющим маргинальный вид. Однако в православной литературе часто встречаются рассказы о том, что под видом нищего к нам обращается сам Господь. Расскажите, что делать в таких случаях?
– В православной литературе мы действительно читаем, что под видом бедного, нищего человека к нам приходит сам Христос, и мы подаем милость не подошедшему к нам человеку, а самому Богу, складывая в свою сокровищницу для жизни вечной наши добрые дела, дела любви и милосердия.
Но святоотеческая мысль говорит нам о том, что нет добродетели без рассуждения. Живя в современном мире, мы сталкиваемся с таким явлением, когда к нам подходят люди различного социального положения. Они подходят и просят у нас помощи, например, денег на дорогу, чтобы куда-то доехать, а у них потеряны документы, или еще на что-то. У наших церквей тоже находятся люди бедные, они протягивают руку и просят нашей помощи.
И вот здесь-то мы должны, не сомневаясь, рассуждать о том, кому подаем, и насколько полезной будет наша милостыня. Если мы видим, что человек ведет асоциальный образ жизни, многие годы сидит возле храма и просит подаяния, но, получив его, он должен постараться что-то сделать для того, чтобы изменить свою жизнь, ведь каждый строит свою жизнь самостоятельно. Господь дал человеку свободную волю, и если человек выбирает образ жизни за счет другого, то таким людям ни в коем случае нельзя подавать милостыню! Каждый человек должен трудиться, чтобы заработать себе на пропитание, чтобы заработать свой хлеб насущный. Это заповедь божья, данная Богом еще Адаму в раю.
Если наша милостыня идет на пользу человеку, тогда мы, действительно, подаем самому Христу. Но если мы знаем, что человек пьющий и не пытается выйти из этой страсти, из этого греха, а продолжает и дальше такой образ жизни вести – мы ему подадим, а он пойдет и купит очередную бутылку вина и напьется, не дай Бог где-то замерзнет и таким образом погибнет. Таким людям подавать милостыню будет греховно.
Когда мы видим людей, которые из года в год сидят возле монастырей, возле церквей и просят подаяния – это своего рода уже работа, профессия. Когда человек не хочет сам устраиваться на работу и видит, что так можно прожить, то зачем трудиться? Мы поощряем тем самым лень. Таким людям тоже не нужно подавать.
Еще одно явление бывает в больших городах – в метро, в транспорте, в переходах, еще где-то: видим инвалидов, сидящих в колясках, или детей, которые говорят о том, что они остались без попечения родителей и просят подаяния. К сожалению, очень находчивые люди используют инвалидов и детей, как слабо защищенную часть населения для реализации своих греховных замыслов, за которые они будут отвечать перед Богом.
Они договариваются с инвалидами, привозят этих людей к станциям метро, магазинам, в переходы, оставляют их на целый день, и те просят подаяния, а люди им подают. В конце дня «кураторы» забирают у них все деньги и лишь кормят их. Ни в коем случае нельзя это поощрять! Это греховно, не спасительно, и мы сами становимся соучастниками этого преступления против человека и данной ему Богом свободы.
Также хочу рассказать о случае, который был этой зимой со мной. Я приехал в Покровский монастырь к Блаженной Матроне. И пока шел к монастырю, ко мне несколько раз подошли молодые цыганки, которые ради Христа просили подаяния. Я им задал вопрос: «Почему вы не работаете?» и получил ответ: «Я беременна». Спрашиваю «Где Ваш муж, и чем он занимается?» – на это ответа нет, но снова просит подать детям на пропитание. Ни в коем случае подавать таким людям нельзя. Женщина трудоспособного возраста, в силах, а занимается попрошайничеством.
Как же правильно подавать милостыню? Ее надо подавать тем, кого вы знаете и кто действительно нуждается в вашей помощи: получает мизерную пенсию, мизерное пособие, имеет много детей, непьющий человек и старается всеми силами трудиться. Тогда можно помочь детям – одеждой и продуктами питания, денежными средствами, если имеем возможность такую. Обязательно должны помогать и подавать.
Зная нужду соседа, прийти к нему, продуктов купить, если он бедный и одинокий. Вот в этом должна осуществляться наша милостыня. Но ни в коем случае тем людям, которые занимаются попрошайничеством из года в год и не пытаются изменить свое положение. Мы будем лишь потворствовать их страстям и греху.
Уважаемый читатель, мы продолжим наш разговор в ближайшем номере газеты. Вы тоже можете задать вопросы иерею Вячеславу, прислав их на почту, в сообщества газеты в «ВК», «Одноклассники», телеграмканал.
Беседовала Анна Байрамова
Фото из архива редакции
Благочинный храмов Ефремовского округа иерей Вячеслав Слепнев отвечает на вопросы жителей Ефремова.
В 2025 году Русская Православная Церковь празднует 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Пасхальное поздравление благочинного церквей Тульской епархии по Ефремовскому округу иерея Вячеслава Слепнева
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и
обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой
нажмите здесь.