• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-01-18 09:16:00 · Православие

Вячеслав Слепнев: Христос сам безгрешный, пришел, чтобы принять от Иоанна крещение...

Вячеслав Слепнев: Христос сам безгрешный, пришел, чтобы принять от Иоанна крещение...

Благочинный храмов Ефремовского церковного округа — иерей Вячеслав Слепнёв обратился к жителям края накануне Крещения:

Дорогие жители богоспасаемого ефремовского края!

Наступает один из величайших христианских праздников, или, как мы его еще называем – Богоявление Господне. Эти события произошли на реке Иордан около 2000 лет тому назад. В то время там проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Многие иудеи шли к нем креститься, потому что хотели очиститься от грехов.

Но Иоанн Предтеча не крестил всех желающих. Он напоминал, что перед очищением иорданскими водами надо исповедовать свои грехи.

Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн Предтеча видит его и говорит своим ученикам: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». То есть, вот Спаситель, которого мы так ожидали.

Христос сам безгрешный, пришел, чтобы принять от Иоанна крещение, как и все грешные люди.

Иоанн вначале не решается крестить Христа, но затем повинуется. Как только Христос зашел в воды Иордана, открылись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который в виде голубя спускался на Христа. А с неба услышал голос Бога-отца: «Да, это сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

Смысл праздника повествует нам следующее: главных событий, которые мы празднуем в Крещение – два – крещение Господа Иисуса Христа, освятившего вод естество и всю землю, взявшего на себя грехи людей, и явление до тех пор неведомой тайны о Боге, едином в трех лицах Пресвятой Троицы, многим людям. Бог-отец говорил с неба: «Это сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение», а святой дух сошел на Христа в виде голубя, а Сын Божий крестился в водах иорданских. Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением.

И поэтому, принимая святое крещение, человек крестится во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы зададим себе вопрос: а зачем же крестился Христос, у которого нет греха?

В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния и прощения и символически выражалось в омовении – смывании грехов водами реки, столь значимой в жизни иудейского народа. Люди сходили в Иордан, чтобы омыть свои грехи.

Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека вместе со страданием и болью, которые они приносят, вплоть до смерти на кресте, но в конечном итоге победить грех и смерть.

И первое благодатное действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана. Воды освятились. Освящение, преображение воды той тварной стихии стало залогом и началом будущего преображения всего творения. И главное – человека, его рождение в духе, из земной, материальной, тленной жизни в жизнь вечную. Этот залог жизни вечной человек и принимает в святом крещении и как дар, который призван раскрыть.

В храмах Ефремовского благочиния великое освящение воды происходит в Крещенский Сочельник 18 января по окончании Божественной литургии, которая начнется в разных храмах примерно в 7 – 8 утра и продолжится в течение двух с половиной – трех часов, и затем будет проходить освящение воды.

В некоторых храмах благочиния будет совершаться и ночное праздничное Богослужение в ночь с 18 на 19 января, когда так же будет происходить великое освящение воды.

Водосвятный праздничный молебен проводится в разных церквях по-разному – либо в храме, либо на улице, на водоеме, около специально устроенной проруби, которую называют иордань.

В нашем городе будет проходить освящение воды на реке Красивая Меча у Стрелецкого моста. Оно начнется в 12 часов крестным ходом от Троицкого храма в городском саду, затем состоится молебен и великое освящение воды. После чего можно будет окунуться в священные воды иордани.

Во время шествия к месту освящения совершается каждение, поются специальные тропари, раскрывающие смысл крещения и связь этого события и освящения воды.

В молитвах на освящении воды говорится о предании ей различных благодатных даров, а также помощи и освящении тех, кто набирает ее для питья, для кропления и освящения домов.

Вода, освященная 18 января, в Крещенский Сочельник, после Божественной литургии и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.

Великое освящение воды совершается лишь дважды в год – 18 и 19 января. Его нельзя путать с малым освящением воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определенные дни, а также по просьбам верующих.

Мы часто задаем вопрос: а вся ли вода на земле в ночь с 18 на 19 января святая?

В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той, которая освящается в храме. Освящение воды в крещенскую ночь или 18 января утром после Божественной литургии и 19 января так же днем освящение воды – эта освященная в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. Она остается такой же святой. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет Таинство освящения воды в храме. А освящение воды в крещенскую ночь в проруби или где-то на водных источниках – мы понимаем, что это однократное проявление Божией благодати, что на следующий день эта вода станет обычной. А вода, освященная в храме, будет иметь силу в течение всего времени хранения.

Вода освящается не потому, как многие говорят, что из-за погружения креста она приобретает ионы серебра, как раньше писалось в различных брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос на своем крещении. И в ответ на молитву церкви продолжает делать это, посылая Святого Духа.

Вода становится святой, потому что по молитве церкви в ней соединяется Божия благодать. Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих.

В молитвах на освящении воды говорится: «о еже освятитися водам сем силою, действием и наитием Святаго Духа. Господу помолимся!»

Святой дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая в свою очередь сообщает благодать всему, что соприкасается с ней.

Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.

Многие говорят, что крещенская вода – это какое-то магическое средство от всех болезней. Но нельзя считать, что автоматическое потребление святой воды принесет благодатную пользу. Нельзя использовать святую воду как «средство» от болезней, проблем и сглаза. Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинание. Только вера во Христа делает человека способным принять его благодать, сообщаемую любой святыней, в том числе и в святой воде.

Актуальный вопрос: как пить и как хранить крещенскую воду?

Крещенская вода – это величайшая святыня церкви. Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить ее нужно разумно и бережно. Крещенскую воду в Крещенский Сочельник и в сам праздник можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.

Хранить святую воду можно дома, в чистом месте. Не нужно хранить ее рядом с продуктами, не стоит держать ее в холодильнике. Святая вода, как правило, не портится. Сосуд с водой лучше хранить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто хранить, но и регулярно употреблять как средство действия благодати Святого Духа.

Единого какого-то питьевого режима для святой воды не существует. Главный принцип – не считать, что крещенскую воду можно употреблять тол ко в случаях каких-то страшных болезней и неурядиц. Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что мы принимаем святыню.

Если крещенской воды осталось мало, можно добавить ее в обычную воду – от этого сила крещенской воды не изменится.
Святую воду нужно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.

В день Крещения принято не только пить святую воду, но, принеся ее домой, окроплять ею помещения, свои дома, вещи. Это делается для того, чтобы они стали не только нашими, но и Божьими, чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас». И ответить: «Есть и будет».

Известно, как боится святой воды всякая нечистая сила. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, даже будучи изгнанным, возвращается. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит. Тогда говорит: «Возвращуся в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой других семь духов, злейших себя, и вошедши, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого, говорится в Евангелии от Матфея (гл. 12, стихи с 43 по 45-й).

Как я уже сказал выше, святая вода не портится, но если вдруг в святой воде начнутся естественные процессы разложения каких-то организмов, это не значит, что вода не святая. Если все же крещенская вода испортилась, то, по обычаю ее надо вылить в какое-то непопираемое место, чтобы люди не ходили там ногами. Это либо специальное место при храме, либо река. Можно вылить на газон или под дерево. Но ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы выливать святую воду в канализацию, потому что символические действия имеют значение для нашей души.

Также многих людей интересует вопрос – нужно ли и обязательно ли нырять в прорубь?

К празднику крещения на водоемах появляется прорубь. Мы ее называем иордань, обычно высекаемая во льду в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит великое водосвятие – по такому же чину, что и великое освящение воды в храме.

Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день крещения Господня. Человеку хочется, чтобы его не просто покропили, но всему погрузиться в освященные воды. Если человек делает это с верой, он может получить для себя немалую пользу. А если такое погружение – просто спорт или дань традиции народной, а желания освятиться нет, то духовной пользы такой человек не приобретет.

Приступает ли человек к купанию в святом источнике или просто пьет святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, пошли мне ее благодать, стать лучше и чище.

Также хотелось бы отметить особое событие, которое произойдет милостью Божией в канун Крещения Господня, 18 января, в 15 часов, на пересечении улиц Горького и Комсомольской, на месте, где стоял ранее дореволюционных храм, посвященный святителю и чудотворцу Николаю, состоится крестный ход от Никольского храма к установленной на месте бывшего храма новой иконе Святителя и Чудотворца Николая, будет ее освящение и открытие.

Это событие очень значимое для нашего города, событие, которое говорит о нашей истории и памяти о том, что произошло, какие трагические моменты были в истории нашей страны, и что мы помним эти моменты и воздаем честь и славу тому месту, на котором стоял храм Божий. Приглашаю всех принять участие в совместном открытии иконы Святителя Николая и ее освящении. Потому что это событие, свидетельствующее о нашем почитании Святителя и Чудотворца Николая как великого угодника и предстателя за нас перед Господом. И всякий раз, когда мы будем проходить мимо этого места, осеним себя крестным знамением, помолимся Святителю Николаю, чтобы он благословил наш путь. Ведь мы, следуя мимо, следуя по своим каким-то делам, это тоже наше путешествие. И чтобы это путешествие было благополучным и всегда приносило нам пользу.

Всех сердечно и вседушевно поздравляю с праздником Крещения Господня. Желаю крепкого здоровья, благополучия, помощи Божией во всяком благом начинании. И чтобы Господь явился в сердце каждого человека и направлял его к миру, к добру, чтобы каждый человек хотел идти навстречу друг другу с улыбкой, радостью и желанием поделиться всем, чем он может, добрым. С праздником всех вас!