Общественно-политическая газета Ефремовского района

Лидер ефремовского образования

В образовательном пространстве г. Ефремова сформировалась образовательная среда, для которой актуальной является проблема сохранения и развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности физико-математического лицея является работа с одарёнными детьми.

В течение нескольких лет лицей является центром муниципального уровня по инновационной опытно-экспериментальной деятельности «Организация работы с талантливыми и одарёнными детьми», региональной стажировочной площадкой Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

Работа начинается с набора учащихся в лицей. Для выявления способных учеников, было решено организовать районную математическую олимпиаду для учеников 4 классов. Призёры олимпиады приглашаются в математический кружок на базе лицея. Для учащихся 6-х классов в мае проводится Математический марафон, победителям и призёрам которого рекомендуется продолжить обучение в лицее.

Один из главных компонентов успешной работы лицея – сильный, высококвалифицированный педагогический состав. Здесь работают 12 педагогов, из них: 1 кандидат педагогических наук, 3 Заслуженных учителя РФ, 4 Почётных работника общего образования РФ, 6 человек награждены Почётной грамотой Министерства образования РФ. За время работы приоритетного национального проекта «Образование» учителя лицея 15 раз становились победителями конкурса лучших учителей! А значит, талантливые дети Ефремова в хороших руках.

Экспериментальная работа в лицее позволила выявить условия, обеспечивающие эффективное формирование социальной позиции успешности выпускника.

Углубленное изучение математики в лицее

Это, по мнению всего педагогического коллектива, основа интеллектуального развития лицеистов и одно из главных условий, обеспечивающих подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры. Помимо этого, учащиеся получают профильное обучение математике, физике, химии.

Организация дополнительного образования

Оно позволяет ученику расширить знания по интересующему предмету под руководством опытного учителя. Основной идеей этого направления стало создание «Школы мастерства»: объединения кружков различной направленности. Лицей поддерживает связь с ЗФТШ при Московском физико-техническом институте, и занятия кружков старшеклассников проходят по программам ЗФТШ по математике и физике. Также на базе лицея проводится выездная олимпиада МФТИ. Наша система дополнительного образования позволяет лицеистам успешно проявлять себя на предметных олимпиадах различного уровня, включая заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Сохранение здоровья учащихся

Ещё одно важное направление деятельности лицея – сохранение здоровья учащихся. Этот вопрос является актуальнейшим в наше время.

В лицей поступают дети, 80% которых уже приобрели хронические заболевания. В этих условиях перед учителем физкультуры ставится задача организовать уроки таким образом, чтобы они приносили ученикам радость, а физическая нагрузка соответствовала готовности учащихся воспринимать её.

А ученики воспринимают предложение о проведении восьми уроков физкультуры в неделю с большим удовольствием. Кроме того, они не только учатся заботиться о своём здоровье, но и открывают в себе любовь к спорту. Из 24 выпускников 2017 года 7 человек получили золотой значок ГТО, 2 две девочки имеют I взрослый разряд по лыжным гонкам.

Кабинеты – не для нас!

Современная школа практически на 100% работает по кабинетной системе. Но анализ показывает, что кабинеты используются лишь для проведения открытых уроков или специализированных мероприятий. Кабинетная система же вносит в жизнь ученика суету и нервозность, а времени для общения с учителями и товарищами на перемене практически нет. Есть еще один негативный аспект: известно, что школьная мебель выпускается под тремя номерами, соответствующими определенным ростовым характеристикам учеников. Парта, стол и стул по требованиям СанПиНа должны подбираться индивидуально под каждого школьника. В условиях кабинетной системы выполнить это требование невозможно. Скорее всего, именно из-за этого у учеников в последние 20-25 лет значительно увеличилось число заболеваний, связанных с нарушением осанки.

Наш лицей полностью перешел на другую организационную систему работы школы. Каждый класс в лицее занимает одну и ту же классную комнату на протяжении 5 лет обучения (с 7-го по 11-й класс). При этом классы максимально приспособлены для проведения всех уроков за исключением физики, химии, технологии, информатики и ИКТ, которые проводятся в специализированных кабинетах. Во всех классных комнатах лицея стоят одноместные парты, конструкция которых позволяет им «расти» вместе с учениками. Такие парты стали необходимым компонентом здоровьесберегающей среды лицея.

Для коррекции здоровья учащихся в летний период ежегодно организуются многодневные туристические походы на байдарках. Несмотря на сложность, большие физические нагрузки, такой отдых имеет большую эффективность и стал одной из визитных карточек лицея.

В лицее ведётся непрерывная работа по расширению материально-технической базы. Сейчас на территории лицея планируется строительство современного спортзала, проект находится в стадии разработки.

Учитывая результаты выпускников на ЕГЭ, итоги участия лицеистов в олимпиадах различного уровня и поступление выпускников в вузы, можно сделать вывод, что Ефремовский физико-математический лицей является одной из возможных моделей новой школы и лидером образования в городском округе Ефремов.

 

Вера ВАЛЕНТЬЕВА, директор лицея

Заря Ефремов © 2016